МКОУ Круглянская СОШ
село Круглое Угловского района Алтайского края
  • Функциональная грамотность

    Краевая диагностическая работа по функциональной грамотности в 5-х, 6-х классах проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 19.04.2021 № 545 «Об организации проведения краевой диагностической работы по оценке функциональной грамотности в 5-х и 6-х классах общеобразовательных организаций Алтайского края в 2021/2022 учебном году».

    Цели проведения КДР по функциональной грамотности в 5-х, 6-х классах:

    • выявление уровня функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Алтайского края;
    • определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в части метапредметных результатов, связанных с чтением и пониманием текстов (смыслового чтения), а также с использованием информации из текстов для различных целей.
    • Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

      Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

      Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

      1) направленность на решение бытовых проблем;

      2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

      3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

      4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

      Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

      Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

      Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).

      Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

      Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

      Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

      В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

      1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.

      Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

      2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

      3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

      4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

      5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

      6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

      7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

    Краевые нормативные документы

    Приказ № 1160 от 20.09.2021 г "О формировании и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Алтайского края"

    Муниципальные нормативные документы

    Приказ № 92 от 21.10.2021 г "О проведении мероприятий, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Угловского района"

    Приказ № 94 от 25.10.2021 г "Об организации проведения краевой диагностической работы по оценке функциональной грамотности в 5-х и 6-х классах общеобразовательных организаций Угловского района в 2021/2022 учебном году

      

    Школьные нормативные документы

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МКОУ Круглянская СОШ

    Приказ № 46А от 25.10.2021 г "Об организации проведения краевой диагностической работы по оценке функциональной грамотности в 5-х и 6-х классах МКОУ Круглянская СОШ"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie